Композитор Сергей Слонимский отмечает 80-летие . Ученики ценят в нем хирургически точную вычитку партитур, а слушатели насвистывают его мелодии, когда хорошее настроение.
Корреспондент НТВ Алексей Корепанов поговорил с мастером о Высоцком, о «Республике Шкид», о «Мастере и Маргарите», а также о музыке для мобильных телефонов.
Заурядная полифоническая мелодия старенького телефона у композитора, которого уже при жизни называют классиком, сегодня звучит не умолкая. Поздравления Сергей Слонимский принимает в Доме творчества в Репине. В свои 80 выглядит так, что позавидует любой. Активный, бодрый и как всегда способный удивлять.
Юбиляр напевает нам отрывок из оперы «Мастер и Маргарита» — той, что 20 лет была под запретом. Хотя Слонимский начинал как
«В музыке нужно запретить все запреты» — это жизненный принцип композитора Слонимский. Потому брался и за фуги, и за симфонии, за романсы и шуточные песни. Креативы его самого часто запрещали в советское время: то тональность не понравится, то выразительность музыки. А он экспериментировал дальше: и первым, и последним предложил Владимиру Высоцкому спеть свой текст на его, Слонимского, музыку.
Сергей Слонимский, композитор: «Потом даже некоторые его наследники сомневались в том, что это мог сочинить композитор. Они
Ученик Виссариона Шабалина и Дмитрия Шостаковича, он мог не раз уехать за границу, но постоянно отказывался. Его творческий фонд — это три балета, восемь опер, десятки сочинений для оркестра и хора. Современным языком выражаясь, — саундтреки к восьми кинолентам. Но гений Слонимского, говорят коллеги, вовсе не в количестве произведений, а в том, что они вряд ли
Андрей Сигле, композитор, продюсер: «Обращаясь к его произведениям, мы всегда видим точные ориентиры. Мы всегда видим очень современный выбор персонажей для его произведений».
Еще совсем юный композитор Настасья Хрущёва признается: это Слонимский помог ей не бояться экспериментировать. Он педагог в полном смысле этого слова: может раскрыть индивидуальность каждого, учит писать музыку так, как порой не умеет сам.
Настасья Хрущёва, композитор, ученица Сергея Слонимского: «Часто бывает так, что я приношу Сергею Михайловичу целую партитуру. Он смотрит внимательно, потом вычеркивает один такт, например, и все становится на свои места. То есть очень точная, тонкая работа с материалом. Я бы сказала, хирургически точная».
Он и сегодня преподает в консерватории азы композиции, но сам все реже садится за чистый нотный лист. Его музыка, понятная для слушателя, но порой так трудно дается исполнителям.
Сергей Слонимский, композитор: «Очень одаренные исполнители — преимущественно молодые, им нужно, они просят. Хочется
Именно эти думы о музыке как о коллективном творчестве, признается Слонимский, и сложили его таким, какой он есть. Ведь ноты — это, по сути, просто музыкальные буквы. И как бы хорошо они ни были написаны, их нужно еще правильно прочитать.